whale.by/блог/

stakeholder interview: почему it-проекты проваливаются до старта

Stakeholder interview: почему IT-проекты проваливаются до старта

message circleВремя прочтения - 2 минуты

Куликовский Евгений

Куликовский Евгений, Lead Project Manager

Большинство провалов происходит не из-за технических ошибок, а из-за неправильно проведённых этапов discovery-фазы.

Кейс, который так или иначе знаком многим:
Пришёл заказчик с «простой» задачей — интернет-магазин. Интервью с заказчиком не проводилось, sales передал верхнеуровневую смету, основанную на демпинге конкурентов. Менеджер с аналитиком сразу приступили к написанию ТЗ, объединив все user stories в один документ — ведь декомпозиция, конечно же, «не нужна», разработчики разберутся сами :)

На этапе демо ТЗ звучат знакомые фразы:

«Вы же обещали проект под ключ»

«Вы забыли, что мы просили разработать брендинг с нуля?»

«Это ТЗ мы не примем, здесь не всё, что мы ожидаем»

А дальше — классическая цепочка: недовольство заказчика, попытки допродать change request, поиски компромисса…
И ведь всего этого можно избежать с помощью грамотно проведённого Stakeholder interview.

Цели Stakeholder interview:

Выявить реальные бизнес-цели (а не только те, что указаны в брифе)

Определить всех стейкхолдеров и найти ЛПР

Составить полный список требований заказчика

Понять все пожелания по дизайну

Зафиксировать критерии успеха и KPI проекта

🔥 Примеры ключевых вопросов:

О бизнесе, целях и пользователях:

Кто ваша основная целевая аудитория?

Какие ключевые продукты или услуги приносят вам наибольшую прибыль?

В чём ваши конкурентные преимущества на рынке?

Какие критерии успешности проекта?

Кто ваши основные конкуренты?

О структуре и функционале:

Есть ли у вас видение общей структуры проекта?

С какими системами нужна интеграция?

Нужна ли административная панель?

Какие фильтры и сортировки нужны пользователям?

О дизайне и пользовательском опыте:

Есть ли у вас брендбук или фирменный стиль?

Какие сайты вам нравятся? Можете показать 3–5 референсов?

Есть ли элементы, которые категорически не хотите видеть на сайте?

О процессах:

Кто будет принимать финальные решения?

В каком формате удобно проводить встречи?

Финансовые ограничения:

Есть ли жёсткие бюджетные рамки?

Готовы ли вы пожертвовать некоторыми функциями ради соблюдения бюджета?

Временные рамки:

Есть ли жёсткие дедлайны? С чем они связаны?

Есть ли сезонность в вашем бизнесе, которую нужно учесть?

Please do it ✅

Всегда записывай встречу (с разрешения участников) — это спасает от десятков споров в ходе проекта.

Формируй meeting notes и отправляй всем участникам на аппрув — всё должно быть прозрачно зафиксировано.

Готовь чек-лист вопросов заранее, но не бойся фристайлить, если всплывают важные детали.

Всегда уточняй бюджетные рамки — лучше узнать об ограничениях сразу, чем потом урезать функционал.

Результат правильно проведённого интервью:

Чёткое и полное техническое задание

Реалистичные сроки и бюджет

Минимум изменений по ходу проекта

Довольный заказчик в итоге ✅

Вы можете поделиться статьёй

iconiconiconicon

Читайте также

Достижения

Whale Studio — в числе лидеров веб-разработки и рекламы, 2025

2025-04-213 минуты

Whale Studio — в числе лидеров веб-разработки и рекламы, 2025

Whale Studio заняла почётное 5-е место в общем рейтинге веб-студий по версии авторитетного Рейтинга Байнета за 2025 год...

Вилисов Никита

Вилисов Никита, CEO, Owner

Полезно

Как создать сайт с нуля самому: обзор сервисов и подводные камни самостоятельной разработки

2025-01-309 минут

Как создать сайт с нуля самому: обзор сервисов и подводные камни самостоятельной разработки

В этой статье мы рассмотрим популярные сервисы для создания сайтов, их преимущества и недостатки, а также разберем возможные сложности самостоятельной разработки.

Вилисов Никита

Вилисов Никита, CEO, Owner

Маркетинг

Почему ваше SEO не приносит результата?

2025-01-2712 минут

Почему ваше SEO не приносит результата?

6 частых ошибок и способы их устранения

Артур Титовец

Артур Титовец, Growth Marketing Manager

Маркетинг

Как определить ключевые запросы конкурентов

2025-01-227 минут

Как определить ключевые запросы конкурентов

Продвижение сайта в поиске не сводится к механическому добавлению высокочастотных...

Артур Титовец

Артур Титовец, Growth Marketing Manager